Администрация Фрунзенского района г. Минска  Комитет по образованию Мингорисполкома

Меню раздела

Главная / 6-й школьный день / Методические рекомендации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации работы с учащимися,
родителями учащихся (законными
представителями) по учебным
предметам, мероприятий
профориентационной направленности в
шестой школьный день

     Одной из актуальных задач, стоящих перед педагогическими
коллективами учреждений образования, является организационно-
содержательное наполнение шестого школьного дня. С учетом современных
тенденций возникла необходимость более эффективной организации работы
в этот день недели учителей-предметников с учащимися и их родителями
(законными представителями), а также организации взаимодействия
учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего
специального образования.
     Вопросы планирования шестого школьного дня находятся в
компетенции учреждения образования. Администрация школы совместно с
учителями-предметниками, классными руководителями, представителями
социально-психологической службы разрабатывает план работы, в котором
должны быть отражены различные формы работы с учащимися и
родителями (законными представителями) в шестой школьный день.
Мероприятия с учащимися в шестой школьный день по учебным
предметам должны быть направлены на решение следующих задач:
– повышение интереса к учебному предмету;
– расширение и углубление знаний по учебному предмету;
– развитие интеллектуальных и творческих способностей;
– развитие умений применять знания по учебному предмету на
практике.


     Формы организации работы с учащимися в шестой школьный день:
– факультативные занятия в IX-XI классах, направленные на
расширение и углубление знаний по учебным предметам;
– факультативные занятия по допрофильной подготовке учащихся
IX классов;
– занятия по подготовке учащихся к участию в конкурсах исследовательских
работ (далее – научно-практические конференции), олимпиадах по учебным
предметам, иных интеллектуальных мероприятиях;
– стимулирующие занятия, направленные на развитие творческих
способностей одаренных и талантливых учащихся;
– поддерживающие занятия для учащихся, испытывающих временные
затруднения в изучении учебного предмета;
– объединения по интересам по естественно-математическому,
общественно-гуманитарному, эколого-биологическому и иным профилям;

–экскурсии предметной направленности.
Кроме того, в шестой школьный день рекомендуется использовать
такие формы работы с учащимися, как конкурсы предметной
направленности, диспуты, интеллектуальные турниры, игры, выставки
(ярмарки) и иное.
Одна из наиболее эффективных форм занятий с учащимися в шестой
школьный день – объединение по интересам (кружок). Организуя работу
кружка, следует заинтересовать учащихся, четко сформулировать цели и
раскрыть характер предстоящей работы. К организации работы кружка
целесообразно привлекать самих учащихся (поручать им подготовку
небольших сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений,
подготовку справок исторического характера, изготовление моделей и
рисунков к данному занятию и т. д.). На занятиях кружка учитель должен
создать атмосферу свободного общения и активной дискуссии. Учащиеся
VII-IX классов в кружках естественно-математического профиля могут
изучать свойства веществ, конструировать простейшие физические
приборы, создавать химические модели, проводить химические и
физические опыты и эксперименты, наблюдения за природными объектами
и др. В X-XI классах учащимся интересно заниматься темами
неорганического синтеза, аналитической химии, решением нестандартных
математических, физических, географических задач, проектно-
исследовательской деятельностью и др. Целесообразно организовывать
кружковые занятия, тематика которых позволяет реализовать
межпредметные связи. Типовые программы дополнительного образования
детей и молодежи по профилям деятельности размещены на портале
Министерства образования ( http://edu.gov.by / Система образования
/ Дополнительное образования детей и молодежи), а также на сайтах
республиканских учреждений образования: Национальный центр
художественного творчества детей и молодежи ( www.nchtdm.com ),
Республиканский центр экологии и краеведения (www.eco.unibel.by),
Республиканский центр инновационного и технического творчества
(http://rcitt.by/).
Целесообразно обеспечить работу клуба «Я могу помочь», в котором
учащиеся-старшеклассники, в том числе обучающиеся в классах
педагогической направленности, проводят учебные занятия с теми, кто
желает улучшить свои результаты по отдельным учебным предметам.
Работа в школе в шестой школьный день может проводиться в форме
экскурсий. В целях гражданско-патриотического воспитания учащихся,
пропаганды историко-культурного и природного наследия Беларуси
Министерством образования совместно с заинтересованными разработан
перечень рекомендуемых для посещения учащимися экскурсионных
объектов и туристических маршрутов в рамках проведения учебных и
факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания

учебных программ по учебным предметам (размещен на портале
Министерства: http://edu.gov.by / Система образования / Идеологическая
работа и воспитание / Информационно-аналитические и методические
материалы).
Практика работы свидетельствует о продуктивности применения в
шестой школьный день такой формы работы, как диспут. Диспут – это спор,
полемика. Если к какой-то проблеме могут существовать принципиально
разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она
может стать темой диспута (при этом важно подчеркнуть актуальность
выбираемой темы).
В ходе диспута учитель вовлекает учащихся в непринужденный,
живой разговор, учит их высказывать свое мнение и обосновывать его;
приучает к диалогу, т.е. обучает вникать в доводы оппонента, обнаруживать
в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные
утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы.
Выставки (ярмарки) – коллективная форма работы в шестой
школьный день, позволяющая привлечь к ее проведению большое
количество учащихся и их родителей (законных представителей). Обычно на
выставке освещается широкий круг вопросов, что позволяет ее
организаторам и экскурсантам узнать немало нового и интересного,
повторить пройденный материал, систематизировать знания и применить их
в нестандартной ситуации. Выставки могут быть посвящены отдельным
учебным предметам или охватывать ряд учебных предметов. Например,
«Физика у нас дома», «Математика в искусстве», «Твоя будущая
профессия», «История моего города», «История моей страны в открытках»,
«Наши домашние питомцы» и т. д.
В шестой школьный день целесообразно организовать совместную
работу учащихся и учителей по подготовке индивидуальных и
коллективных проектов по учебным предметам. Например, изготовление
учащимися простейших приборов и оборудования для проведения
экспериментов, подготовка и выпуск школьных средств информации
(стенные газеты, школьные журналы и др.), подготовка мультимедийных
презентаций к учебным занятиям.
В шестой школьный день также рекомендуется проведение итоговых
мероприятий предметных недель, научно-практических конференций,
открытых заседаний школьных научных обществ, учебных исследований и
экспериментов и др.
2. Особое место в деятельности учреждения образования занимает
организация работы с родителями (законными представителями). Для
повышения эффективности данной работы необходимо использовать
возможности сайта учреждения общего среднего образования, где родители
(законные представители) могут получать информацию о ходе
образовательного процесса, проводимых мероприятиях, задавать вопросы,

анализ которых позволит определить тематику индивидуальных и
групповых консультаций в шестой школьный день.
На сайте, а также в дневниках учащихся целесообразно разместить
график проведения конкретными учителями-предметниками консультаций
для родителей в шестой школьный день.
К групповым формам взаимодействия в шестой школьный день
относятся встречи учителей с родителями (законными представителями),
дети которых испытывают типичные трудности в учебной деятельности, в
межличностном общении, а также с родителями (законными
представителями) высокомотивированных учащихся (при необходимости с
привлечением педагога-психолога учреждения образования).
Индивидуальная работа (консультации) с родителями (законными
представителями) персонифицирована, обеспечивает определенную
конфиденциальность решения проблем, конкретность рекомендаций и
пожеланий.
При проведении консультаций следует обратить внимание родителей
(законных представителей) на то, что они не должны заменять собой
учителя и выполнять его функции. Консультации с учителями-
предметниками прежде всего должны помочь родителям (законным
представителям) получить представление о:
– специфике содержания учебного предмета;
– современных технологиях организации образовательного процесса
по учебному предмету;
– требованиях, предъявляемых к уровню учебных достижений
учащихся;
– нормах оценки результатов учебной деятельности по учебному
предмету;
– успехах или затруднениях ребенка при изучении учебного предмета,
путях ликвидации пробелов в знаниях;
– объеме, содержании домашних заданий, требованиях к качеству его
выполнения;
– роли учебного предмета в развитии ребенка и его дальнейшем
профессиональном самоопределении.
Совместная деятельность учителей-предметников и родителей
(законных представителей) в значительной степени должна быть нацелена
на формирование у учащихся «умения учиться». Консультации с
родителями (законными представителями) целесообразно проводить по
следующим вопросам:
– единые требования учителей и родителей (законных представителей)
к соблюдению режима дня;
– организация рабочего места учащегося в домашних условиях;
– развитие читательского интереса учащихся и др.

При проведении консультаций учителя-предметники могут
порекомендовать родителям (законным представителям) обратиться к
сайтам, содержание которых будет полезным как родителям (законным
представителям), так и учащимся. К их числу относятся:
http://adu.by/ru – Национальный образовательный портал;
http://www.nlb.by  – Интернет-портал Национальной библиотеки
Беларуси;
http://histmuseum.by – Нацыянальны гістарычны музей Рэспублікі
Беларусь;
http://bellitmuseum.by  – Дзяржаўны музей гісторыі беларускай
літаратуры;
http://www.artmuseum.by  – Национальный художественный музей
Республики Беларусь;
http://kupala-museum.by  – Дзяржаўны лiтаратурны музей Янкi Купалы;
http://yakubkolas.by – Дзяржаўны літаратурна-мемарыяльны музей
Якуба Коласа;
http://bagdanovich.museum.by – Дзяржаўная ўстанова “Літаратурны
музей Максіма Багдановіча” (сярод іншых сайтаў музеяў);
http://kupala-library.iatp.by  – Централизованная система
государственных публичных библиотек города Минска;
http://zviazda.by – Партал РВУ “Выдавецкі дом “Звязда” (на ім
змешчаныя сайты літаратурых выданняў “ЛІМ”, “Маладосць”, “Бярозка”,
”Полымя”);
http://www.warmuseum.by  – Белорусский государственный музей
истории Великой Отечественной войны ;
http://stalin-line.by  – Историко-культурный комплекс «Линия
Сталина».
На сайте ГУО «Академия последипломного образования»
( www.academy.edu.by /Организация шестого школьного дня ) в помощь
учителям-предметникам размещены информационные материалы:
для работы с учащимися в шестой школьный день, которые включают
описание форм работы с учащимися, а также рекомендации по организации
работы по каждому учебному предмету;
для работы с родителями (законными представителями), которые
включают информационные материалы по консультированию родителей
(законных представителей), памятки и рекомендации для родителей
(законных представителей) по вопросам обучения и воспитания детей;
опыт работы учреждений общего среднего образования по
организации шестого школьного дня, опыт работы учителей-методистов.
3. В целях повышения привлекательности профессионального
образования, повышения имиджа рабочих профессий возрастает приоритет

организации профориентационной работы, направленной на
ознакомление учащихся учреждений общего среднего образования с
системой профессионального образования, современным обликом рабочих
профессий и специальностей, условиями обучения в учреждениях
профессионально-технического (далее – УПТО) и среднего специального
образования (далее – УССО).
В планах работы УПТО и УССО должны быть определены даты
проведения «профессиональных» суббот. Содержательное наполнение
деятельности целесообразно отражать в плане воспитательной работы в
шестой школьный день, в котором следует указывать название мероприятий,
точное время, место проведения и ответственных лиц. План составляется
ежемесячно и заранее размещается на информационных стендах и сайте
учреждения образования (УПТО, УССО) для того, чтобы учащиеся
учреждений общего среднего образования и их родители (законные
представители) могли планировать свое участие в мероприятиях шестого
дня.
Рекомендуем предусмотреть составление графиков посещения УПТО,
УССО учащимися учреждений общего среднего образования, что позволит
определить даты проведения «профессиональных» суббот.
В мероприятия шестого школьного дня для учащихся учреждений
общего среднего образования, проводимых на базе УПТО и УССО,
целесообразно включать мероприятия с использованием современных
интерактивных форм работы:
– мастер-классы с целью формирования ценностных
профессиональных ориентиров;
– профессиональные пробы с целью реализации возможности
учащихся попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности,
формирования устойчивых ориентаций на определенную профессию,
осознанное отношение к профессии;
– встречи с выпускниками УПТО, УССО, новаторами производства,
представителями семейных династий, достигшими вершин
профессионального мастерства;
– семинары-практикумы («Моя профессия – мое будущее»,
«С профессиональным образованием – успешное будущее!» и др.);
– конкурсы проектов (профориентационных газет, эссе, сочинений,
слоганов) на темы «Представляю свою профессию», «Путеводитель в мир
профессий», «Моя профессия нужна людям» и др.;
– экскурсии в музеи УПТО, УССО с демонстрацией экспозиций,
посвященных развитию системы профессионального образования,
знаменитым выпускникам, достигшим значительных профессиональных
успехов;
– мероприятия с применением современных форм работы по
повышению имиджа рабочих профессий и привлечению учащейся молодежи

к осознанному профессиональному выбору: промо-акций «Есть заказ на
рабочий класс» в виде поезда профориентации; «Выбирая профессию –
выбираю будущее!»; «Получи реальную профессию!; агиттетра
(«Аграрий», «Рабочий – это звучит гордо!)»; форумов («Дорогу осилит
идущий», «Престижная профессия»); флэшмобов («Профбум», «Мы
вместе!»); профориентационных панорам «Выбираем профессию –
выбираем будущее» «Трудовые династии») и др.;
– выступление агитационных бригад учащихся УПТО и УССО;
– работа консультационных пунктов, направленных на оказание
помощи абитуриентам и их родителям (законным представителям) в
решении вопросов, связанным с профессиональным определением.
Повышению информированности учащихся, родителей (законных
представителей), общественности о престиже рабочих профессий будет
способствовать трехстороннее сотрудничество УПТО и УССО с
учреждениями общего среднего образования и предприятиями,
организациями-заказчиками кадров. Для реализации такого сотрудничества
рекомендуем:
– дни ознакомительной практики для учащихся учреждений общего
среднего образования в УПТО и УССО в целях ознакомления учащихся со
спецификой профессиональной деятельности, современными технологиями
организации производства с предоставлением возможности пробы своих сил
в различных отраслях экономики;
– открытые диалоги, дискуссии с участием лучших представителей
производственной сферы, раскрывающие современный облик рабочего и
специалиста, способного к личностному и профессиональному
самоопределению, профессиональному росту и развитию, преодолению
социальных и профессиональных стереотипов, созданию новых жизненных,
социальных и профессиональных эталонов;
– Дни профессии совместно с базовыми организациями,
предприятиями (День машиностроителя; День строителя и т.д.),
включающие мастер-классы, встречи с представителями профессий,
выставки, просмотр тематических фильмов, свободное общение и т.д.;
– позиционирование лучших практик профессионального образования и
образцов профессиональной деятельности путем организации и участия в
конкурсах профессионального мастерства на основе стандартов WorldSkills
International;
– профессиональные клубы с привлечением представителей
производственного сектора экономики, успешных выпускников,
представителей трудовых династий, победителей конкурсов
профессионального мастерства;
– конференции для родителей (законных представителей) для
обсуждения вопросов значимости получения образования в УПТО и УССО
для профессионального и жизненного самоопределения.

С целью привлечения внимания учащихся учреждений общего
среднего образования к вопросам выбора профессии также целесообразно
организовывать в рамках шестого школьного дня выездные агитационные
мероприятия в учреждения общего среднего образования («Дни
профориентации», «Дни активного профориентирования»).
Профориентационные и иные мероприятия целесообразно проводить
не только с учащимися выпускных классов, но и с учащимися VI-VIII
классов.
В целях взаимодействия преподавателей и мастеров
производственного обучения УПТО и УССО с учащимися учреждений
общего среднего образования в шестой день может быть организовано
проведение:
– научно-практических конференций (далее – конференция) и
семинаров;
– мероприятий в рамках предметной недели.
К участию в конференциях могут привлекаться учащиеся X-XI классов
учреждений общего среднего образования (с учетом обучения в профильных
классах), учащиеся VIII-IX классов, педагогические работники.
Конференции организуются и проводятся в соответствии с Планом
работы учреждения образования по согласованию с руководителями
взаимодействующих учреждений общего среднего образования.
Семинары по учебным предметам профессионального компонента
организовываются, как правило, на базе УПТО и УССО или организации-
заказчике кадров. При проведении семинаров по учебным предметам
общеобразовательного компонента можно использовать базы как
учреждений профессионального образования, так и учреждений общего
среднего образования.
В рамках предметной недели/декады могут проводиться:
– открытые уроки;
– мероприятия, в ходе которых получают освещение научно-
исследовательские достижения преподавателей и учащихся по учебным
предметам (мини-конференции, смотр-конкурсы рефератов и докладов,
выставки исследовательских проектов, презентации проектных работ и т.д.);
– смотры знаний учащихся (публичные защиты рефератов, курсовых и
творческих проектов, предметные олимпиады и т.д.);
– открытые внеклассные мероприятия (конкурсы профессионального
мастерства, викторины, турниры, устные журналы, театрализованные
представления, экскурсии и т.д.).